Ранжирование — это процесс распределения страниц по позициям в поисковой выдаче. Когда юзер вводит свой запрос в поисковик, система находит в индексе всех сайтов самые релевантные результаты и показывает ему их. Алгоритм сортировки разработан так, чтобы сверху списка располагались самые качественные, полезные и безопасные ресурсы.
Согласно исследованию авторитетного в мире SEO ресурса Backlinko за 2025 год, 59% пользователей открывают всего одну страницу из перечня результатов. Больше всего кликов получает первая ссылка в списке. Как поисковые системы выбирают, какой сайт займет эту позицию? Для этого они разрабатывают факторы ранжирования страниц в выдаче.
Факторы ранжирования страниц в выдаче
Итак, у поисковых систем есть свои критерии отбора страниц. Казалось бы, выполняй рекомендации и попадешь в топ, что тут сложного? Загвоздка в том, что их владельцы не заявляют напрямую, какие именно параметры учитываются и какие из них имеют наибольший вес при ранжировании результатов. Но кое-что все-таки известно.
Вот факторы, которые сам Google называет основополагающими:
⚫ релевантность запросу. Сюда входит, например, наличие на странице ключевых слов, уже входящих или потенциально связанных с запросом, цель запроса (купить или просто почитать), язык, на котором он написан; ⚫ качество ресурса. То есть какой сайт кажется поисковику наиболее надежным и авторитетным источником информации, на какой сайт ссылается больше всего других ресурсов, какой ресурс асессоры — специалисты поисковых систем, оценивающий качество результатов поисковой выдачи — оценили выше всего; ⚫ юзабилити ресурса. Какой страницей удобнее пользоваться судя по Core Web Vitals, не слишком ли много рекламы и попапов, какая лучше адаптирована под мобильные устройства и какая быстрее всего загружается; ⚫ контекст запроса. Результаты подстраиваются под местоположение пользователя и историю посещений.
Теперь внесем чуть больше конкретики. Для этого пройдемся по общепринятым типам факторов.
1. Хостовые и доменные факторы
Возраст домена — старые домены воспринимаются как более авторитетные, молодым же сайтам сложнее занять высокие позиции.
Релевантность доменного имени — наличие ключевых слов в названии сайта, то, отражает ли оно тематику бизнеса.
История домена — санкции от поисковых систем, снятые даже до того, как вы его купили, отрицательно влияют на позиции.
Доменная зона — для локальных запросов доменные зоны с привязкой к определенной географической области (например, .de, .fr, .co.uk) дают преимущество в локальном SEO.
Наличие SSL-сертификата и HTTPS-протокола — являются обязательными условиями безопасности и доверия к ресурсу.
2. Технические факторы
Адаптированность под мобильные устройства — наличие у сайта мобильной версии или адаптивной вёрстки, особенно с учетом приоритета мобильной версии сайта при индексации.
Скорость загрузки страницы на любом устройстве — более быстрые сайты получают лучшие позиции.
Время отклика сервера — то есть время, за которое сервер обрабатывает запрос и возвращает ответ клиенту, должно быть минимально.
Наличие карты сайта и файла robots.txt — оба помогают поисковым системам быстрее и качественнее индексировать открытые страницы сайта.
Использование разметки schema.org — структурированные данные помогают роботам лучше распознавать контент на странице.
Битые ссылки отсутствуют — алгоритмы не выводят в топ площадки, перенасыщенные редиректами и ошибками типа 404, 503 и т.д.
Правильная настройка редиректов — все страницы сайта имеют не более одного редиректа 301 или 302 на другую рабочую страницу.
Отсутствие дублирующего контента — нет полных дублей страниц.
Структура URL-ов — URL-адреса читаемые, логичные, краткие и содержат ключевые слова.
3. Текстовые факторы
Качество и уникальность контента — тексты полезные и информативные, написаны под конкретную страницу и соответствует намерению пользователя, которое он выразил в поисковом запросе.
Ключевые слова в самых важных точках страницы — ключи естественным образом включены в заголовки разных уровней, метатеги, URL-ы и альт-тексты изображений, без перенасыщения.
Ключевые слова и LSI-ключи в тексте — фразы из поисковой строки, ключи с длинным хвостом и словосочетания, связанные с основным запросом семантически/по смыслу органически и умеренно вставлены в тело текста.
Четкая структура текста — текст разбит на главы и подглавы, в каждом абзаце до пяти предложений, заголовки выстроены в иерархию от Н1 до Н6, есть списки, изображения и другие вспомогательные элементы.
Длина контента — более длинные и детализированные статьи, как правило, получают более высокие позиции.
Периодичность обновления контента.
4. Ссылочные факторы
Количество и качество ссылок с внешних ресурсов на ваш сайт (бэклинков) — ссылки с авторитетных, популярных и тематически близких сайтов имеют гораздо большее влияние на ваш рейтинг в глазах поисковиков.
Наличие исходящих ссылок — вы тоже обязательно должны ссылаться на релевантные и надежные источники.
Релевантность анкорного текста — текст, в который вставляются ссылки на ваш сайт, должен подходить под тематику страницы и быть грамматически правильным, а не просто набором ключей.
Динамика прироста ссылочной массы — алгоритмы отслеживают скорость появления и объем новых бэклинков, чтобы исключить их массовую покупку.
Внутренняя перелинковка — правильная навигация и расставленные ссылки внутри вашего же сайта не только улучшают его структуру, но и положительно оцениваются алгоритмами.
5. Поведенческие факторы
CTR (кликабельность) метазаголовка и метаописания страницы в поисковой выдачи.
Время на сайте — чем дольше юзер остается на сайте, тем выше доверие к сайту и качество его содержимого.
Глубина просмотра — аналогично, если пользователи просматривают несколько страниц за одну сессию, это показывает их заинтересованность.
Возвращение на страницу поиска — если после посещения сайта юзер снова открывает страницу с результатами выдачи, это значит, что страница не вполне соответствовала его намерению. Это работает и в обратную сторону: если ваша ссылка оказалась единственным или последним кликом на странице выдачи, вам плюс.
Геолокация пользователей — если большая часть аудитории находится в таргетируемом ресурсом регионе, сайт получит бонус при ранжировании в нем.
Удержание пользователей — если посетители возвращаются на сайт, это показатель его ценности.
6. Коммерческие факторы
Наличие информации о компании — прозрачность продавца, расположенные на видном месте адреса, телефоны, почты и история влияют на уровень доверия к сайту.
Удобность каталога — алгоритмы оценивают структуру каталога, широту ассортимента, систему навигации и фильтры, можно ли сравнивать товары между собой. Чем легче пользователю найти нужный товар, тем лучше.
Наполненность карточки товара — оценивается оформление карточек, наличие фотографий и видео, подробность характеристик, есть ли отзывы от покупателей и раздел с рекомендациями. И самое необходимое — кнопка "Купить" в каждой карточке и корзина.
Ценовая информация — указание цен, валют и статуса наличия товара сразу в карточке, без запроса.
Наличие информации об условиях оплаты и доставки — сюда входит перечисление способов офлайн- и онлайн-оплаты, условия доставки и адреса пунктов выдачи, условия возврата товара, предложения по программе лояльности, гарантийное обслуживание.
Наличие отзывов о товарах и о работе самого продавца — положительные отзывы могут существенно повлиять не только на выбор пользователя, но и позицию сайта.
Другие социальные доказательства — сертификаты, лицензии, реквизиты компании.
Подробнее о том, как отслеживать трафик страниц своего сайта в выдаче и почему ваш сайт теряет позиции, смотрите в нашем видео.