ranking factors
14 мая 2025

Факторы ранжирования сайтов в выдаче поисковиков

Ольга Рогалева, маркетолог
Время чтения ~ 4 минут
Этот материал — приложение к нашему видео про аудит ранжирования сайта.

Что такое ранжирование

Ранжирование — это процесс распределения страниц по позициям в поисковой выдаче. Когда юзер вводит свой запрос в поисковик, система находит в индексе всех сайтов самые релевантные результаты и показывает ему их. Алгоритм сортировки разработан так, чтобы сверху списка располагались самые качественные, полезные и безопасные ресурсы.

Согласно исследованию авторитетного в мире SEO ресурса Backlinko за 2025 год, 59% пользователей открывают всего одну страницу из перечня результатов. Больше всего кликов получает первая ссылка в списке. Как поисковые системы выбирают, какой сайт займет эту позицию? Для этого они разрабатывают факторы ранжирования страниц в выдаче.

Факторы ранжирования страниц в выдаче

Итак, у поисковых систем есть свои критерии отбора страниц. Казалось бы, выполняй рекомендации и попадешь в топ, что тут сложного? Загвоздка в том, что их владельцы не заявляют напрямую, какие именно параметры учитываются и какие из них имеют наибольший вес при ранжировании результатов. Но кое-что все-таки известно.

Вот факторы, которые сам Google называет основополагающими:

⚫ релевантность запросу. Сюда входит, например, наличие на странице ключевых слов, уже входящих или потенциально связанных с запросом, цель запроса (купить или просто почитать), язык, на котором он написан;
⚫ качество ресурса. То есть какой сайт кажется поисковику наиболее надежным и авторитетным источником информации, на какой сайт ссылается больше всего других ресурсов, какой ресурс асессоры — специалисты поисковых систем, оценивающий качество результатов поисковой выдачи — оценили выше всего;
⚫ юзабилити ресурса. Какой страницей удобнее пользоваться судя по Core Web Vitals, не слишком ли много рекламы и попапов, какая лучше адаптирована под мобильные устройства и какая быстрее всего загружается;
⚫ контекст запроса. Результаты подстраиваются под местоположение пользователя и историю посещений.

Теперь внесем чуть больше конкретики. Для этого пройдемся по общепринятым типам факторов.

1. Хостовые и доменные факторы

  • Возраст домена — старые домены воспринимаются как более авторитетные, молодым же сайтам сложнее занять высокие позиции.
  • Релевантность доменного имени — наличие ключевых слов в названии сайта, то, отражает ли оно тематику бизнеса.
  • История домена — санкции от поисковых систем, снятые даже до того, как вы его купили, отрицательно влияют на позиции.
  • Доменная зона — для локальных запросов доменные зоны с привязкой к определенной географической области (например, .de, .fr, .co.uk) дают преимущество в локальном SEO.
  • Наличие SSL-сертификата и HTTPS-протокола — являются обязательными условиями безопасности и доверия к ресурсу.

2. Технические факторы

  • Адаптированность под мобильные устройства — наличие у сайта мобильной версии или адаптивной вёрстки, особенно с учетом приоритета мобильной версии сайта при индексации.
  • Скорость загрузки страницы на любом устройстве — более быстрые сайты получают лучшие позиции.
  • Время отклика сервера — то есть время, за которое сервер обрабатывает запрос и возвращает ответ клиенту, должно быть минимально.
  • Наличие карты сайта и файла robots.txt — оба помогают поисковым системам быстрее и качественнее индексировать открытые страницы сайта.
  • Использование разметки schema.org — структурированные данные помогают роботам лучше распознавать контент на странице.
  • Битые ссылки отсутствуют — алгоритмы не выводят в топ площадки, перенасыщенные редиректами и ошибками типа 404, 503 и т.д.
  • Правильная настройка редиректов — все страницы сайта имеют не более одного редиректа 301 или 302 на другую рабочую страницу.
  • Отсутствие дублирующего контента — нет полных дублей страниц.
  • Структура URL-ов — URL-адреса читаемые, логичные, краткие и содержат ключевые слова.

3. Текстовые факторы

  • Качество и уникальность контента — тексты полезные и информативные, написаны под конкретную страницу и соответствует намерению пользователя, которое он выразил в поисковом запросе.
  • Ключевые слова в самых важных точках страницы — ключи естественным образом включены в заголовки разных уровней, метатеги, URL-ы и альт-тексты изображений, без перенасыщения.
  • Ключевые слова и LSI-ключи в тексте — фразы из поисковой строки, ключи с длинным хвостом и словосочетания, связанные с основным запросом семантически/по смыслу органически и умеренно вставлены в тело текста.
  • Четкая структура текста — текст разбит на главы и подглавы, в каждом абзаце до пяти предложений, заголовки выстроены в иерархию от Н1 до Н6, есть списки, изображения и другие вспомогательные элементы.
  • Длина контента — более длинные и детализированные статьи, как правило, получают более высокие позиции.
  • Периодичность обновления контента.

4. Ссылочные факторы

  • Количество и качество ссылок с внешних ресурсов на ваш сайт (бэклинков) — ссылки с авторитетных, популярных и тематически близких сайтов имеют гораздо большее влияние на ваш рейтинг в глазах поисковиков.
  • Наличие исходящих ссылок — вы тоже обязательно должны ссылаться на релевантные и надежные источники.
  • Релевантность анкорного текста — текст, в который вставляются ссылки на ваш сайт, должен подходить под тематику страницы и быть грамматически правильным, а не просто набором ключей.
  • Динамика прироста ссылочной массы — алгоритмы отслеживают скорость появления и объем новых бэклинков, чтобы исключить их массовую покупку.
  • Внутренняя перелинковка — правильная навигация и расставленные ссылки внутри вашего же сайта не только улучшают его структуру, но и положительно оцениваются алгоритмами.

5. Поведенческие факторы

  • CTR (кликабельность) метазаголовка и метаописания страницы в поисковой выдачи.
  • Время на сайте — чем дольше юзер остается на сайте, тем выше доверие к сайту и качество его содержимого.
  • Глубина просмотра — аналогично, если пользователи просматривают несколько страниц за одну сессию, это показывает их заинтересованность.
  • Возвращение на страницу поиска — если после посещения сайта юзер снова открывает страницу с результатами выдачи, это значит, что страница не вполне соответствовала его намерению. Это работает и в обратную сторону: если ваша ссылка оказалась единственным или последним кликом на странице выдачи, вам плюс.
  • Геолокация пользователей — если большая часть аудитории находится в таргетируемом ресурсом регионе, сайт получит бонус при ранжировании в нем.
  • Удержание пользователей — если посетители возвращаются на сайт, это показатель его ценности.

6. Коммерческие факторы

  • Наличие информации о компании — прозрачность продавца, расположенные на видном месте адреса, телефоны, почты и история влияют на уровень доверия к сайту.
  • Удобность каталога — алгоритмы оценивают структуру каталога, широту ассортимента, систему навигации и фильтры, можно ли сравнивать товары между собой. Чем легче пользователю найти нужный товар, тем лучше.
  • Наполненность карточки товара — оценивается оформление карточек, наличие фотографий и видео, подробность характеристик, есть ли отзывы от покупателей и раздел с рекомендациями. И самое необходимое — кнопка "Купить" в каждой карточке и корзина.
  • Ценовая информация — указание цен, валют и статуса наличия товара сразу в карточке, без запроса.
  • Наличие информации об условиях оплаты и доставки — сюда входит перечисление способов офлайн- и онлайн-оплаты, условия доставки и адреса пунктов выдачи, условия возврата товара, предложения по программе лояльности, гарантийное обслуживание.
  • Наличие отзывов о товарах и о работе самого продавца — положительные отзывы могут существенно повлиять не только на выбор пользователя, но и позицию сайта.
  • Другие социальные доказательства — сертификаты, лицензии, реквизиты компании.
Подробнее о том, как отслеживать трафик страниц своего сайта в выдаче и почему ваш сайт теряет позиции, смотрите в нашем видео.

Мы в Telegram: Студия НАДО.