on page seo
29 апреля 2025

SEO чек-лист для оптимизации текста на странице (обновлён на 2025 год)

Ольга Рогалева, маркетолог
Время чтения ~ 8 минут
Этот SEO чек-лист я использую в основном для оптимизации уже написанных статей на английском языке, поэтому он опирается на правила зарубежного SEO. Уверена, что он пригодится и тем, кто пишет и оптимизирует на русском.
Чек-лист составлен для внутреннего пользования, поэтому ссылок на источники в нём нет. Брать его на вооружение или нет — решать вам. Опытные сеошники вряд ли откроют для себя что-то новое, а вот новичкам, которые понятия не имеют, как оптимизировать текст по СЕО, будет в самый раз.

Крик души нашего редактора: вы заметите, что в этом посте Гугл соседствует с Google, а СЕО с SEO. Именно так и случается в реальной жизни: люди забивают в поисковики разные формулировки. Вы можете сделать выбор сами: придерживаться единообразия или продать душу оптимизации. Кажется, нашего сеошника уже не спасти.

Что такое внутренняя SEO-оптимизация

Внутренняя SEO-оптимизация — процесс приведения сайта в тот вид, в котором поисковым системам будет легче всего обработать и категоризировать его. Она включает в себя работу с кодом, структурой сайта, UX/UI-дизайном и контентом.

Я остановлюсь на on-page SEO — оптимизации отдельной страницы. В процессе нее специалист подстраивает тексты, ссылки, изображения, теги и другие элементы веб-страницы под факторы алгоритмов.

Meta Description и SEO Title

Meta Description и SEO Title обязательны.

SEO Title (а также метатайтл, сео-тайтл, seo-заголовок страницы и т.д.) — это не то же самое, что заголовок H1. Про заголовки (хэдинги) разных уровней речь пойдет ниже.
Тайтл — это то, что человек, листающий выдачу поисковой системы, видит в первую очередь. Обычное это единственный элемент, на который он гарантированно обратит внимание и по которому он примет решение, открывать ваш сайт или нет. Он должен быть по-хорошему кликбейтным, но при этом содержать ключ (желательно главный ключ статьи). Согласно рекомендации Ahrefs, длина тайтла должна быть 50-60 знаков с пробелами.

Обязательно наполните тайтл разными формулировками, повышающими желание нажать на ссылку: (2025), [Updated], Beginner’s Guide, Ultimate Guide, Free PDF Checklist, with Examples, 3 Methods to…, [Free template], Calculator и прочее, что скажет о вашем материале как о самом полезном, свежем и полном. Самые удачные я записываю себе отдельно.

Примеры из SERP (search engine results page, то есть поисковой выдачи):
А вот примеры не из выдачи, но заголовки хорошие:
https://tarzankay.com/free-consultations-without-devaluing-your-time/
В описании (его еще называют метатег description, метаописание страницы) тоже должны быть использован ключи — людям нравится, когда формулировка в выдаче точно совпадает с тем, что они ищут. Пропишите здесь основное преимущество вашего материала перед другими — убедите, почему читатели должны кликнуть именно на него. Длина — 110-160 знаков с пробелами по рекомендации Ахрефса. Можно вставлять смайлики, но трудно предугадать, как их распознают разные системы.
Pro tip: забейте один из главных ключевиков вашего поста в Google и посмотрите, как другие оформляют свои материалы для выдачи. Можно что-то украсть или, наоборот, выгодно отличиться.

Ключи в заголовках

Заголовок H1 — это то, что технически считается главным заголовком статьи, и то, что поисковые системы считывают как основную тему статьи. Самый высокочастотный ключ, который вы нашли по своей теме, идет в Н1, ключи поменьше — в другие заголовки по старшинству. Тут надо будет научиться находить баланс между объёмом ключевика и его соответствием теме блока, который он озаглавливает.
Уровней заголовков может быть шесть: от H1 до H6. Важно помнить, что хэдинг, к примеру, третьего уровня не может идти сразу после хэдинга первого уровня, обязательно нужно поставить H2 между ними. Структура заголовков должна быть иерархична.

В зарубежном SEO ключ надо вставлять в заголовок в неизменном виде, иначе киворд с меньшей вероятностью будет распознан Google. Однако не бойтесь разбавлять ключи вспомогательными словами, если это улучшает читаемость.

В русском SEO, если мы берем за основу алгоритм Yandex, с ключами можно обращаться свободнее: изменять падеж, число слов, а также добавлять или опускать входящие в словосочетание служебные части речи и местоимения. Чтобы не переборщить и не переоптимизировать текст, можно оставить какие-то заголовки в конце статьи не ключами (например, Заключение или Выводы).

Использование вопросов и long-tail запросов прямо в заголовках и подзаголовках стало особенно важно после роста популярности голосового поиска и zero-click results.

Ключи в тексте

Обязательно повторите главный ключ из хэдинга в первом абзаце. Ключевики в начале тела статьи весят больше, чем в конце, и удачный способ отработать эту особенность — прописать содержание материала (table of contents).
Однако не забываем, что переспам ключевыми словами скорее вредит. Поисковики, особенно Google, хорошо понимают синонимы, LSI (латентно-семантическое индексирование) и тематику текста. Семантически близкие фразы и вариации ключа помогают алгоритмам лучше понять тему материала.

Структура текста

Большие абзацы разбивайте на небольшие по 2-3 предложения. Структурируйте текст частыми подзаголовками и списками (Гугл любит списки) — плохо, когда статья выглядит как большое полотно текста.
Добавьте таблицу содержания с якорями, особенно в длинных статьях. Это помогает навигации и улучшает поведенческие метрики.

URL

URL должен быть четким и коротким и содержать ключ. Уже существующие URL не надо менять на новые, иначе Google посчитает, что это новая статья, и сбросит весь накопленный SEO-вес.

Пример хорошего URL-адреса: example.com/teplovye-nasosy/nasosy-voda-vozdukh.

Картинки

Если нет возможности заказать иллюстрации у дизайнера, я советую найти способ справиться с этой задачей самостоятельно. Например, сделать абстрактные изображения в Canva.

Понимаю, что сегодня сподручнее нагенерировать их с помощью ИИ, но чаще всего у диджитал-специалистов нет доступа к качественным платным инструментам, а доступные генераторы не могут похвастаться оригинальностью и проработанностью. Это дело личного вкуса, но мне кажется, что на фоне засилья низкокачественных генераций даже стоковые фотографии воспринимаются лучше.

Иллюстрации разбивают тело статьи и дают глазу отдохнуть. Но на самом деле нам важно в них другое. В названии файла картинки и alt text (замещающий текст) должны быть вставлены ключи. В названии даём ключевик через дефисы и без заглавных букв (drupal-quiz-module), в альт-тексте — пишем слова через пробелы. Картинки должны быть сжаты по весу.

Микроразметка (schema.org)

Микроразметка — это не видимая пользователю разметка данных на странице,с помощью которой поисковый бот понимает, где расположен какой контента. Она улучшает восприятие контента поисковиками и повышает шанс попадания в расширенные сниппеты.

Обычно их можно заполнить в CMS-редакторе конкретной страницы (при условии, что нужный тип разметки подключен на сайте). С помощью неё можно указать ботам на контактные данные организации, часы работы, отзывы о конкретном товаре, его характеристики, цену и многое другое, и тогда они смогут появиться в сниппете.

Подробнее про микроразметку читайте вот в этой статье: Делаем аудит по инструкции по инструкции.

Внутренние ссылки

В статье должно быть много ссылок на свои же статьи, продуктовые страницы, кейсы и т. д. Я вставляю как минимум две ссылки на другие страницы своего же сайта в каждую статью. Если вы ставите ссылку, то анкор (текст, на который нужно будет нажать, чтобы перейти по ссылке) должен быть в виде ключа из той статьи, на которую ведёт ссылка. В крайнем случае это может быть просто текст, но ни в коем случае не click here/read more и тому подобное.

Не пренебрегайте секцией с дополнительными материалами внизу страницы:
Кроме того, если статья или страница, которую вы оптимизируете, важна для сайта, на неё должны вести другие страницы сайта. Тем самым вы даете понять поисковым системам, что это важный материал или пост.

Внешние ссылки

Вставьте одну ссылку на надёжный внешний источник с хорошим DR (domain rating). Чтобы она открывалась в новом окне, добавляем в тег <a></a> атрибут target=”_blank”. Некоторые сеошники советую также вставлять в этот тэг атрибут rel=”nofollow”, чтобы предотвратить возможную передачу link juice стороннему ресурсу и чтобы Гугл не подумал, что это купленная ссылка. Я этого не делаю, если источник достойный.

Call to Action

Вставьте какой-то CTA в зависимости от типа поста. Это может быть статья на смежную тему, форма подписки, контактная форма. Например:

Дата публикации

В конце обновления материала поменяйте дату на сегодняшнюю. Это сигнал для Google, что материал актуален.

Заключение

Это далеко не все способы проверить страницу на SEO. Но преимущество этого чек-листа в том, что его можно применить, даже если у вас нет доступа к основному коду сайта, который необходим, к примеру, чтобы настроить sitemap.xml или подтянуть Core Web Vitals.

Мы в Telegram: Студия НАДО.